Хакасские народные игры- как фактор формирования этнокультурного содержания
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача- воспитатькультурно – творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывается веками, на протяжении столетий. Решая задачу “ формирования общей культуры личности” записанной в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Ребёнок должен знать свои корни, живших на земле задолго до нас. Мы живём в республике Хакасия и поэтому должныуважать культуру и быт хакасского народа, знать историю малой родины.
В нашей республике живут в мире и дружбемного национальностей. И воспитание толерантности к культуре и быту другой национальности является условием безопасности в поликультурном социуме.
Любовь к родному краю многоранна. Сегодня хочется затронуть тему” Хакасские народные игры и состязания младших школьников, как один из компонентов здоровьесберегающей и игровой технологии”.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве.Желание обладать силой, ловкостью,выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Хакасские народные игры являются неотъемлимой частью интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников.
Хакасский народв течении своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Происхождение хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания: чуурана, ап, хурай и другие, которые уже непонятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов.Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьниковостаётся глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Учитель, творчески используя игру, как эмоционально – образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение,добиваясь активного выполнения игровых действий.
Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувства, сознания и дальнейшие проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
И понимая значение поликультурного воспитания толерантности ведётся большая планомерная работа к ознакомлению и приобщению к культуре и быту хакасского народа, не только с учащимися , но и родителями, которые принимают активное участие в жизни класса. Помогают шить костюмы, приносят предметы хакасского быта,принимают участие в национальных праздниках “ Чыл пазы”, “ Малый Тун пайрам”.
Приведу некоторые виды хакасских игр, их можно разделить на: спортивные, подвижные, малоподвижные, игры- хороводы, дидактические игры.
Хакасские народные игры
Цель: Воспитание интереса к национальным играм, спортивные состязания и их использование в быту.
Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии.
2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными состязаниями.
3. Приобщение детей к традиционной национальной культуре во время проведения различных хакасских народных праздников (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той идр.)
Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной культуре хакасов.
1. Жилище и домашняя утварь
2. Одежда и украшение.
3. Скотоводство, земледелие, охотоводство.
4. Знакомство с усным народным творчеством,хакасским орнаментом, мелодией.
5. Знакомство с хакасскими народными играми.
Материалы: лук, стрелы, альчики ( бараньи кости), рукавица, маски, ремень ( хур).
Спортивные игры
После ритуальной части праздника устраивались спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба ( курес).
Стрельба из лука- второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе- качество , ценившееся у хакасов всегда.
Самая популярная часть праздника – конные скачки ( чарыс ).
Подвижные игры
“ Перебеги через дорогу”
Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий- кому начинать. Начинающая игру команда собирается в стесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается ( по возможности скрытно). Затем по команде капитана устемляется к дороге и перебегают. Если это удаётся,все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами.
Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый)
4. Побеждает команда “ матыров”.
Малоподвижные и словесные игры
“ Хаас хур”.
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур).
Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застгнут с ремешком, занимает местов центре.
Дидактические игры
“ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока -белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: 1ргек салаа, устыг салаа, ортын салаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол, оран чибек,к|ч|к пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах- чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир, ортын оол- пызо хадар парир, оран ч|бек- атха парир, к|ч|к пебеек-час пала полтыр, хазан хагын хыр парир.
Литература
1. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры, - Абакан, 1993.
2. Бутанаев, В.Я., Верник, А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Лаборатория этнографии хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова. – Абакан, 1995
03 Март 2014, 17:29
Хакасские народные игры- как фактор формирования этнокультурного содержания
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача- воспитатькультурно – творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывается веками, на протяжении столетий. Решая задачу “ формирования общей культуры личности” записанной в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Ребёнок должен знать свои корни, живших на земле задолго до нас. Мы живём в республике Хакасия и поэтому должныуважать культуру и быт хакасского народа, знать историю малой родины.
В нашей республике живут в мире и дружбемного национальностей. И воспитание толерантности к культуре и быту другой национальности является условием безопасности в поликультурном социуме.
Любовь к родному краю многоранна. Сегодня хочется затронуть тему” Хакасские народные игры и состязания младших школьников, как один из компонентов здоровьесберегающей и игровой технологии”.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве.Желание обладать силой, ловкостью,выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Хакасские народные игры являются неотъемлимой частью интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников.
Хакасский народв течении своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Происхождение хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания: чуурана, ап, хурай и другие, которые уже непонятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов.Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьниковостаётся глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Учитель, творчески используя игру, как эмоционально – образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение,добиваясь активного выполнения игровых действий.
Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувства, сознания и дальнейшие проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
И понимая значение поликультурного воспитания толерантности ведётся большая планомерная работа к ознакомлению и приобщению к культуре и быту хакасского народа, не только с учащимися , но и родителями, которые принимают активное участие в жизни класса. Помогают шить костюмы, приносят предметы хакасского быта,принимают участие в национальных праздниках “ Чыл пазы”, “ Малый Тун пайрам”.
Приведу некоторые виды хакасских игр, их можно разделить на: спортивные, подвижные, малоподвижные, игры- хороводы, дидактические игры.
Хакасские народные игры
Цель: Воспитание интереса к национальным играм, спортивные состязания и их использование в быту.
Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии.
2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными состязаниями.
3. Приобщение детей к традиционной национальной культуре во время проведения различных хакасских народных праздников (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той идр.)
Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной культуре хакасов.
1. Жилище и домашняя утварь
2. Одежда и украшение.
3. Скотоводство, земледелие, охотоводство.
4. Знакомство с усным народным творчеством,хакасским орнаментом, мелодией.
5. Знакомство с хакасскими народными играми.
Материалы: лук, стрелы, альчики ( бараньи кости), рукавица, маски, ремень ( хур).
Спортивные игры
После ритуальной части праздника устраивались спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба ( курес).
Стрельба из лука- второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе- качество , ценившееся у хакасов всегда.
Самая популярная часть праздника – конные скачки ( чарыс ).
Подвижные игры
“ Перебеги через дорогу”
Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий- кому начинать. Начинающая игру команда собирается в стесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается ( по возможности скрытно). Затем по команде капитана устемляется к дороге и перебегают. Если это удаётся,все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами.
Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый)
4. Побеждает команда “ матыров”.
Малоподвижные и словесные игры
“ Хаас хур”.
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур).
Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застгнут с ремешком, занимает местов центре.
Дидактические игры
“ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока -белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: 1ргек салаа, устыг салаа, ортын салаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол, оран чибек,к|ч|к пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах- чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир, ортын оол- пызо хадар парир, оран ч|бек- атха парир, к|ч|к пебеек-час пала полтыр, хазан хагын хыр парир.
Литература
1. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры, - Абакан, 1993.
2. Бутанаев, В.Я., Верник, А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Лаборатория этнографии хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова. – Абакан, 1995